xs
lg
+7 (916) 417-17-66

Походный дневник. По реке Вятке. Часть V

Это пятая часть походного дневника по реке Вятке Кировской области, поход состоялся летом 1961 года. Дневник вела Людмила Шаньгина.

8 июля (воскресенье)
Утром, когда я еще спала, Вовка познакомился с Шуркой, мальчиком лет семи. Тот помог Вовке капать червей, а Вовка дал ему крючков. Потом высыпала вся семейка из шести человек и Вовка начал их фотографировать. Они надели лучше платья, и, проглотив по аршину очень охотно позировали.
Позже они прислали нам со старшей девочкой Зиной около двух литров парного молока и кучу зеленого лука, мы набросились и расстроили себе желудки, особо Скепя. Отец сказал нам, что в этом затопленном лесном царстве есть озеро с утками. Мы начали его искать. Набрали грибов. Озеро не нашли. Но заводей вокруг куча и живности всякой видимо-невидимо. Вдруг я увидела цаплю. Начали к ней подкрадываться. Близко подошли. Она взлетела. Бах! Мимо.
Ну, тут мы открыли канонаду. Жарил Вовка и в голубей диких, и в ворон, и в чаек, и даже в уток, которые здесь и впрямь водятся. Подстрелили одну чайку, доплыли до моста, где она упала, еще живая, но не нашли ее, зато другую подстрелили. Натешились, поплыли дальше вверх. Течения практически нет. Плыть нетрудно.
Вдруг видим вдали прет мужик на лодке. Да так быстро. Мы так перепугались, наверно, это лесник за нами, браконьерами, гонится. Ох, Вовка развил скорость, аж живот заболел. Что врать-то будем? Ситуация подскажет. Оказалось, это обыкновеннейший мужичишка, ехал на свой сенокос, где мирно начал работать. Тьфу!
Нам срочно понадобилось выти на бережок, землянички пособирать. Берега здесь низкие, но сухие, удобные и лесистые, есть земляника. Уютно, красиво. Место для ночлега выбрали идеальное, до воды рукой подать, лес красивый. Палаточка под пышной, ветвистой елочкой, травка, цветы. Хорошо!
Глаз не очень подбит, повреждено нижнее веко. Белок снизу покраснел, чуть больно. Промыв чаем, борной кислотой, капали альбуцид – глазное лекарство (всем запаслись). Вовка все сам делал: «Тебе, Люкочка, напрягаться нельзя». Я и рада. Строю из себя больную, целыми днями валяюсь, отдыхаю. Ночевали за селом Чудиново (1). Ходили за картошкой, водкой. Показала глаз фельдшеру – в порядке.

9 июля (понедельник)
походка,
стон… (2)

10 июля (вторник)
Плывем, жара, раскисли. Остановились, чтобы искупаться. Парит. Искупались. Слышим раскаты грома. Поставили палатку. Началась ха-а-рошенькая гроза. Рано легли спать. Не спиться. Вовка почитал Пришвина. Я - огрызки «Лунной долины», ну и чушь же!
Уснули.

11 июля (среда)
Собрались отплывать. Погрузились. Снова гроза. Похлеще первой. Над нами горуха, так грозишка над ней погуляла , над высокими соснами.
Мы закупорились. Скептя всхрапнул, я подремала. Отчалили часа в 4 дня, два часа плыли, захотелось грибов поискать. Грибов нет, решили стать на ночевку, лодыри проклятые!
Скептя три рыбешки поймал, я суп сварила, блинов напекла, выпили, поели. Спа-а-ать! Вздремнули, опять гроза, не слишком буйная, но мокрая, надолго. С нашего высокого левого берега чудный вид: горушки, на левом берегу колокольни церкви среди лесов, на правом, на горушке, дома села Великорецкое. Красотища знатная.

12 июля (четверг)
Отплыли довольно рано, в 10 часов утра (часы мы утопили, я утопила, сбросив их в затоне). Лесу в воду, вместе со шляпой, которая служит мне и антикомарником, т. е. наоборот. Попробуем плыть до ст. Юрья (3), здесь около 40 км по воде. Течение небольшое появилось, но пока двигаемся терпимо. Очень красиво здесь. Церковь романтику придает. Эта река у Великорецкого – святая. (4) Здесь, у этой церкви на большие праздники собирают все иконы и освящают их водой, сбегающей с горы, на которой церковь стоит. Плыли, плыли около часа, отплывали от села и церкви, вдруг впереди опять церковь маячит. Умели церковники ставить свои храмы. Самолет кружит над лесом.
Сошли на берег грибов поискать. Лес сырой, грибов нет. Капелька смородины. Осина. Сосна.
Налетели на корягу, мне влетело: я ведь на носу и должна вперед смотреть. Подплываем к селу Великому с другой стороны. Вид очень красивый , мостик бежит с более пологого берега на очень крутой – в гору.
На этой горе роскошнейший сосновый бор, чистый, стройный, и склоны ее покрыты нежнейшей светло-зеленой травкой, образующей чистый, ровный красивый ковер, почти без кустов и деревьев. Со стороны реки за мостиком гора представляет собой очень крутой обрыв, с двумя крошечными домиками жилого типа – это внизу, почти у воды, из них высунулись обыкновенные трубки, из которых бежит прозрачная вода. Нам местные жители говорили, что это Святая гора и родники здесь со святой водой. По обрыву ползают бабки, в темных однотипных платьях, одинаково повязанных платках, распущенных до пояса.
Одна из них спускалась от домика с двумя пузырьками, очевидно со святой водой, вид у них у всех полоумный, фанатичный. (5) На наши вопросы отвечают, что это обычная вода для питья. Вся эта картинка замкнута в трехстенный забор, частый, четвертая стена – река.
Течение появилось сразу за Великорецким, идем с шестом и веслами – очень трудно. Я Начала ныть, что эта каторга, а не отдых. Вовка говорит, что нельзя же отступать при первой трудности, надо бороться до последнего. Бросили жребий – выпало мое счастье – идти назад. Но Вовка не сдается. Я из великодушия согласилась плыть вперед, предсказав, что нам все равно придется вернуться.
- Пусть придется, но лишь тогда, когда будет исчерпан последний козырь.
Ну и поперли, где на бечеве по песку, где до пупка, где на веслахс шестом, я не очень-то тужилась, а Вовка старался, пот льет, солнце жжет, а он прет. Но дальше глубина, по обе стороны кусты и течение прет со скоростью бури. Мы еще мужественно отматывали себе руки еще минут десять и лишь тогда убедились, что не только не продвигаемся, но нас при всех потугах (относит) назад. Вовка согласился опустить весла. Река развернула нашу лодку носом по течению и гордо понесла ее вниз, мы согласились. Расстояние, завоеванное за целый день, мы прошли буквально часа за два. Стоянка, как раз против той, на которой мы ночевали в прошлую ночь, даже наши рогулины видны. Сели еще одну чайку в супе.

Походный дневник. По реке Вятке. Часть V

(1) Село Чудиново - ныне столица Чудиновского сельского поселения — муниципального образования в составе Орловского района Кировской области России.
(2) Далее зачеркнуто. Идут запись чисел, очеводно, для определения дней недели.
(3) Юрья - посёлок находится в 50 км северо-западнее областного центра - города Кирова. Расположен на реке Юрье, близ впадения ее в реку Великую. В посёлке расположена железнодорожная станция Юрья Горьковской железной дороги.
(4) О Великорецком крестном ходе см. IV часть походного дневника.
(5) Автор дневника в зрелом возрасте окрестилась, перед смертью пособоровалась и причастилась.